Нисен: швейцарская пирамида

Это не одно из семи чудес света. Это даже не самая известная гора Швейцарии: она даже не приближается к славе Маттерхорна, бесспорного символа швейцарских пиков. Однако Нисен очаровывает толпы, завораживая многих художников. Некоторые называют ее «самой высокой пирамидой в мире». А этот — карабкающийся!

По сравнению с другими более престижными вершинами Бернских Альп, такими как Айгер, Мёнх и Юнгфрау, Нисен выглядит как карлик: его высота всего 2360 метров. Но у ворот в Оберленд он так величественно сидит на озере Тун, что остается вытравленным в голове у всех. Здесь созвездие элементов имеет огромное значение: «Эта гора имеет идеальную форму треугольника, который может нарисовать даже ребенок», — говорит Бит Хехлер, директор Швейцарского альпийского музея в Берне, который в этом году посвящает выставку «Красота гор». Более того, тот факт, что он изолирован от любого горного хребта и легко доступен для всех, усиливает те эмоции, которые чувствуешь там, даже в мрачную погоду.

А, туман и облака! Иногда они лишают туристов удовольствия от наблюдения. Но есть поговорка: «Когда Нисен носит шляпу, это прекрасный день». Восхождение, которое занимает от трех до пяти часов, не представляет сложности для среднего путешественника, но может быть пугающим. Даже в ясную погоду туман может окутать вершину за несколько минут, внезапно ограничивая видимость примерно до 15 метров. Обычно она исчезает довольно быстро», — говорит Бруно Петрони, автор книги о горе «Der Niesen und seine Bahn» («Der Niesen und seine Bahn», изданной фирмой «Schäfli & Maurer»).

56-летний репортер — правнук итальянского каменщика и шахтера, который в начале 20-го века покинул родную Тоскану, чтобы эмигрировать в Оберленд и построить, среди прочего, трассу фуникулера, одного из самых крутых в Швейцарии с уклоном 68% в некоторых местах. Строительная площадка, на которой временами работало 350 человек, заняла четыре года. Завершенный в 1910 году, фуникулер откроет один из самых волшебных видов Швейцарии широкой публике: на северо-западе, во франкоязычной Швейцарии и цепи Юра, на юго-востоке, на озере Тун и в Альпах.

Этот вневременной фуникулер является одной из достопримечательностей Нисена. Ежегодно он принимает около 100 000 посетителей в хостеле «Вершина», который в настоящее время расширяется. По своему первоначальному маршруту он движется в красных вагонах, оборудованных деревенскими деревянными скамейками. «Он все еще полностью механический», — говорит его руководитель производства, Хансуэли Мани, который очень гордится им. Этой зимой он отправился в Stoos в кантоне Швиц, где в прошлом году был открыт высокотехнологичный высокоскоростной фуникулер. «Всё там дезинфицировано. Больше нет места для эмоций», — сожалеет он. В «Нисен» все как раз наоборот. 3,5 км можно пройти за полчаса, через промежуточную станцию в Швандегге. Там вы сможете познакомиться с головокружительной дикой природой, нетронутой зимним туризмом.

Несмотря на эту медлительность, здесь все уникально. Рядом с фуникулером находится длинная лестница, самая длинная в мире: она имеет 11 700 ступеней и занесена в Книгу рекордов Гиннеса. «Это слишком опасно, — говорит Хансуэли Мани, — потому что фуникулер может поймать ходячих на ступеньках, которые всего около 50 сантиметров в ширину». В результате, лестница доступна только во время июньских соревнований, которые привлекают бегунов из примерно 15 стран. «Я сделал это однажды. В конце концов, это немного бред», — говорит начальник оперативного отдела.

Нисен — это также рай для парапланеристов. «Из-за своей удаленности это идеальная гора для дальних перелетов: она позволяет взлетать во всех направлениях в зависимости от ветра», — говорит Бруно Петрони, любитель этого вида спорта. Не случайно европейский рекордсмен, Кристиан Маурер, начинал с Нисена. Пролетев 330 километров, он приземлился в Австрии.